Обратная сторона инвестирования: Uber-шмубер и другие…

Каждому инвестору хочется найти сделку, которая его обогатит в одночасье.Где же ее найти? Похоже единственный способ, так это сделать ставку на компании которая только вышла или выходит  на рынок в надежде что она вырастет и станет настолько популярной ,что ее акции будут расхватывать как горячие пирожки.

Идея хорошая ,но возникает вопрос , а как определить будущий потенциал компании ?
Я решил написать большой обзор на эту тему , в помощь начинающему инвестору. (Данная статья будет постоянно дополняться по мере поступления новых «фактов» — часть материала будет оформляться в отдельные статьи. В общем думаю будет интересно и познавательно)

Как развить  свое инвесторское чутье? Есть ли вообще понятие «чуйка». К этому понятию — «чуйка» я отношусь очень скептически .Я знаю двух таких «чуйковатых»  чуваков : Чичваркин, компания которого никогда не была прибыльной и Полонский — который настолько был чуйковатый что просто слил свою компанию в унитаз.
Заметьте  при всем при этом я очень уважаю этих двух людей за то что они сделали. Не каждый может замутить  такое ( «Евросеть»- гремела вовсю. «Миракс групп» — был одним из лидеров рынка)

Но мы сейчас не о внешнем антураже. О феерическом шоу. Мы сейчас о реальности. О финансовых показателях ( которые и являются главным критерием оценки эффективности)

Как на самом деле устроен финансовый  и деловой мир

Смотрите.Существует такое предположение. Для того чтобы совершить революционный  скачек в какой-то отрасли, тратятся колоссальные ресурсы, ресурсы настолько огромны что для их восстановления ( амортизации ) требуется время (жизнь как правило трех поколений). А раз так. Раз ты в формате своей жизни не можешь капитализировать/насладиться  итоговым результатом — все играют в одну интересную игру под названием финансы.

Чтобы было понятно давайте для начала разберем банковский сектор.

На чем делает прибыль банк?  Он продает «деньги». Хорошо если свои ( сам их печатает как ФРС), тут себестоимость не высокая и можно жировать. А если ты перепродаешь чужие? Т.е. купил у одного и продал другому.

Таким образом твоя прибыль это и есть торговая наценка. На нее будь добр, живи. Но происходит следующее.  Если бы банком управляли роботы все было бы хорошо. Но банком управляют люди и у них есть постоянно растущие потребности.

Из чего складывается зарплата банкира и бешеные бонусы ( естественно из «прибыли»). И вот здесь возникает самое великое финансовое надувательство. Прибыль  может быть «реальной»  ( т.е. когда деньги за услугу поступили тебе в карман/ счет), а может быть «бумажной» — которая отражена в бухгалтерском балансе.

Банк продал деньги клиенту. И теперь получает ежемесячно платежи от него. Для плательщика это одна сумма, но для банка ( в учете денежных средств) совсем другая.  В структуре платежа есть сумма, которая идет на погашение тела кредита и проценты за пользование кредитом. Так вот проценты за пользование кредитом это и есть прибыль банка.

Понимая это банкир начинает выдавать все больше и больше кредитов, ведь при этом его вознаграждение растет ( и он получает свое вознаграждение регулярно, платежи же ежемесячные).Но по другую сторону банковской стойки идет совсем другая жизнь.

Клиент который взял деньги , просчитался ( см. тезис выше про требуемые ресурсы) и стал убыточным, т.е его деятельность не покрывает его затрат на ее осуществление. Но банку то платить надо. И он начинает  строить иллюзию  своей платежеспособности ( занимает средства в другом месте и отдает в предыдущее). Это роковой путь (в 99% случаев бизнес не восстанавливается и гибнет).

Оставим пока на время горемыку предпринимателя, вернемся к банкиру. Ситуация уже изменилась ( клиент банкрот) и деньги банку уже не вернуться никогда. Т.е. хотя платежи и поступают ( видимость есть) и в них две части ( тела кредита и прибыль банка), основной суммы долга уже нет  она потеряна. Но банкир не хочет снижать качество своей жизни. И тоже начинает играть в «финансовую игру».

Срок «жизни» банкира 15-20 лет ( т.е. если он взобрался на «финансовый Олимп» в 45 -стал директором банка, то в 65 ему уже можно на пенсию. Таким образом его задача состоит в том что текущая иллюзия продержалась на протяжении его срока правления, а дальше ее можно передать другому ( умный банкир уходит через 15 лет   🙂 )

Почему такая дикая ситуация имеет место быть? Потому что так всем выгодно. Долговые периоды в современном финансовом мире 25-30 лет ( ипотечный кредит, облигации казначейства США). Представляете как это долго. Т.е. эти сроки выходят за границы активной деятельности человека ( одного поколения). Таким образом можно строить бесконечную иллюзию платежеспособности не имея реальных активов (денег). А раз так то весь мир играет в эту  игру.

Естественно когда то надо выпускать пар :). Проводить перезагрузку системы. Хочется верить в теорию «вселенского заговора» ( 300 семей), хочется верить в гений человеческой мысли. хочется верить что всей этой махинацией управляют умнейшие люди, но похоже ситуация банальна. Никто этой хренью не управляет.

Все идет как идет. Нет никакого сакрального кода, который передается из поколения в поколение. Принцип простой «сдохнет либо ишак либо падишах» ( также посмотрите три коротких ролика по этой теме )

Как же воспользоваться этой ситуацией для личного обогащения?

Предупрежден-значит вооружен. Теперь когда вы понимаете правило «вселенской финансовой игры», можно начинать строить стратегию. Давайте присмотримся к инструментам которые у нас есть. Компаниям «единорогам» — компаниям со стоимостью в миллиард и больше. Когда они выходят на биржу их акции котируются с мультипликатором ( рычагом ) 10-15 к собственному капиталу (или прибыли до налогообложения). Это означает что инвестору для того чтобы вернуть свои деньги требуется 10-15 лет ( получая дивидендный доход).

Но игра есть игра  и никого не интересует прибыль которую будет  производить компания, всех интересует краткосрочная спекуляция на росте  цены за акцию ( фактическую бумажку, за которой не стоит никакой экономической реальности)

Это как с картинами. Реальная себестоимость  картины равна стоимости красок + цена холста+ стоимость часа работы художника, но они стоять десятки миллионов. Почему? А потому что это результат отличного маркетинга дельцов от искусства (они создали правила игры они по ним играют)

То же самое происходит в бизнесе. Существую куча компаний с огромной «надутой» рыночной стоимостью, товар которых не несет существенной пользы потребителю. Почему же тогда такая высокая цена? опять же маркетинг 🙂 ( но уже дельцов от бизнеса и инвестирования — опять своя игра)

В общем если подвести небольшой итог весь мир состоит из финансовых пирамид ( см. выше — это плата человечества из трех поколений за революционный переход  на следующий этап развития)
Таким образом вы можете выиграть только при условии что вы «заскочили в пирамиду» на самом начальном этапе  этапе присоединения к проекту «раннего меньшинства»  ( Конечно тут я сильно упростил модель. Более сложный механизм  обсудим позже на примере создателей  компаний:  » Виктория Сикрет «, «Yahoo», «Ренесанс Капитал» и др.)

Теперь давайте подробно разберем конкретные примеры

Начнем с Uber ( мой друг Алексей Турчин провел частное расследование ).

…Водители Uber работают в убыток, а точка возникновения прибыли для компании — это отсутствие страховок. Я общался с многими водителями Uber, и ни у кого нет страховок своей машины, то есть КАСКО.

В результате весь доход водителя за год может быть съеден одной довольно крупной аварией, которая гораздо вероятнее при работе по 20 часов вдень.

Водители не могут адекватно посчитать вероятность редких событий, и в результате не видят, что рано или поздно они отдадут все заработанное за крупный ремонт машины.

Более того, страховать машину-такси по тарифам обычной страховки было бы обманом страховой компании, так как машина ездит в 10 раз больше, водители устают — то есть вряд ли страховые компании согласятся страховать машины в Uber.

ОСАГО для таких машин тоже должна стоить дороже, а также должна быть страховка пассажира. Если все эти страховки добавить, то стоимость поездки возрастет в 1,5 -2 раза.

КогдаUber станет беспилотным, он должен будет взять стоимость страховки на себя (или продавать беспилотные машины людям, а потом брать их у них обратно в аренду, чтобы переложить на их плечи риски — но тут трюк будет более очевиден)….

Вывод: uber не более чем мыльный пузырь умело надутый «специалистами». Компания убыточная, но на слуху ( а раз так то не кого не интересуют финансовые показатели, всех интересует рост цены акции на созданном ажиотаже) . технология одна и та же — создать шумиху, привлечь «раннее меньшинство», на их деньги запустить еще большую рекламную компанию, привлечь основную массу народа, опять реклама, потом когда от явления уже не куда деться , привлечь позднее большинство. Все- конец игры!!!  

Создатели вышли за временные границы смены поколений. Теперь разбирайтесь дальше сами

P.S.: Дальше в этот обзор я буду добавлять другие компании. А пока сделайте самое главное в своей жизни. Составьте личный финансовый план. У нас это можно сделать БЕСПЛАТНО

Ваш Игорь Курпас  и  "Академия Денег"

NB!!! Если считаете статью полезной, поделитесь этим с миром 🙂

Похожие статьи по теме:

Искусcтвенный интеллект и как на нем заработать

Дайте мне другой глобус

Метавселенная Цукерберга

Как руководить, когда вам страшно

Жопы и политика

Прокоментируйте данную статью:
Фонд «Финансовая грамотность для Всех» - некоммерческая организация